Mike Oldfield - QE2

Альбом QE2 был выпущен 31 октября 1980 года. Переиздан 29 июля 2012.

Mike Oldfield's QE2 album cover

Музыкальное направление: прогрессивный рок.

Лейбл: Virgin.

Общая продолжительность альбома: 39:51

Сторона 1

1. Taurus 1 10:17
(Mike Oldfield)
2. Sheba 3:32
(Mike Oldfield)
3. Conflict 2:48
(Mike Oldfield, Иоганн Бах)
4. Arrival 2:45
(Кавер на композицию группы ABBA)

Сторона 2

5. Wonderful Land 3:37
(Кавер на композицию группы The Shadows)
6. Mirage 4:39
(Mike Oldfield)
7. QE2 7:39
(Mike Oldfield)
8. Celt 3:04
(Mike Oldfield)
9. Molly 1:13
(Mike Oldfield)

Продюсеры и звукоинженеры: Mike Oldfield (Майк Олдфилд) и David Hentschel (Дэвид Хентшал) из Dukeslodge Entreprises Ltd.

Помощники звукоинженеров: Simon Johnston (Саймон Джонстон) и Peter Greenslade (Питер Гринслэйд).

Техническая поддержка: Richard Barrie (Ричард Барри)

Taurus 1
Mike Oldfield: мандолина, бас-гитара, синтезаторы, банджо, кельтская арфа, драм-машина, литавры, электрогитары, бас-педали, пианино, клэптрап, вокодер.
Phil Collins (Фил Коллинз): барабаны.
Mike Frye (Майк Фрай): африканские барабаны.
Maggie Reilly (Мэгги Рейли): вокал.
David Hentschel: синтезатор

Sheba
Mike Oldfield: вокодер, электронные барабаны, стул, африканские барабаны, электрогитара, бас-гитара, синтезаторы.
Phil Collins: барабаны.
Maggie Reilly: вокал.
Слова Майка Олдфилда.

Conflict
Mike Oldfield: электрогитара, бас-гитара.
Tim Cross (Тим Кросс): пианино, синтезаторы.
Mike Frye: африканские барабаны и литавры.
Morris Pert (Моррис Перт): барабаны.

Arrival
Mike Oldfield: электрогитары, африканские барабаны, кельтская арфа, бас-гитара, мандолина, испанская гитара, синтезаторы, вокодер, ритм-палочки аборигенов, вокал.
David Hentschel: синтезаторы, барабаны, вокал.
Maggie Reilly: вокал.
David Bedford (Дэвид Бедфорд): аранжировка хора и струнных.
Дирижировал струнными: Dick Studt (Дик Стадт).
Хор английского хорала.

Wonderful Land
Mike Oldfield: электрогитары, бас-гитара, синтезаторы, африканские барабаны, маримба, мандолина, вибрафон, испанская гитара.
David Hentschel: стальные барабаны CS80, синтезированная французская валторна.
David Bedford: аранжировка струнных.
Дирижировал струнными: Dick Studt.

Mirage
Mike Oldfield: вибрафон, синтезаторы, акустическая гитара, бас-гитара, электрогитара, литавры, вокодер.
Mike Frye: вокодер, барабаны.
Raul D'Oliveira (Рауль Д'Оливьера): труба.
Guy Barker (Гай Баркер): труба.
Paul Nieman (Пол Неман): тромбон.
Philip Todd (Филипп Тодд): тенор-саксофон.
Духовыми инструментами дирижировал David Hentschel.

QE2
Mike Oldfield: синтезаторы, 2x ускоренная гитара, электрогитара, бас-гитара, бас-педали, большой барабан, литавры, бубен, мандолина, гонг, нортумбрийские волынки.
David Hentschel: барабаны и синтезаторы.
Mike Frye: барабаны, литавры, бубен.
Raul D'Oliveira - труба.
Guy Barker: труба.
Paul Nieman: тромбон.
Philip Todd: тенор-саксофон.
Духовыми инструментами дирижировал David Hentschel.

Celt
Mike Oldfield: синтезаторы, электрогитары, бас-гитара.
Mike Frye: африканские барабаны, литавры, хай-хэт.
Tim Cross: пианино, синтезаторы.
Maggie Reilly: вокал.
Слова Тима Кросса.

Molly
Mike Oldfield: вокодер, электрогитары, бас-гитара.


История альбома QE2 из буклета к Deluxe Edition

Предшествующие события читайте на страничке альбома Platinum

Не смотря на бурную концертную деятельность, Майк был занят написанием материала для следующего альбома. В этом ему помогал продюсер и звукоинженер Дэвид Хентшал (David Hentschel). "Я осознал что мне следует больше сотрудничать с другими музыкантами, так как я чувствовал, что больше не могу записывать альбомы в одиночку. Я попросил Саймона Дрэйпера из Virgin посоветовать мне кого-то и он предложил Дэвида." - вспоминал Майк позднее. "Дэвид был продюсером некоторых альбомов Genezis. Мы встретились и вполне сработались. Я считаю его очень талантливым, он внёс большой вклад в мою будущую запись. Это здорово работать с новыми людьми: я пригласил нескольких музыкантов для записи альбома, таких как Фил Коллинз (Phil Collins)."

Центральный трек альбома был записан как раз с участием Коллинза в качестве барабаншика, а также Мэгги Райлли (которая являлась бэк-вокалисткой в текущих концертных выступлениях Майка), перкуссиониста Майка Фрая и Майка Олдфилда, сыгравшего на всех остальных инструментах: "Taurus I" - первый трек альбома, великолепная инструментальная композиция, начинающаяся легкой кельтской мелодией, которая переходит к более резкой секции с ударными Коллинза, после чего композиция близится к завершающей кульминации под звуки африканских ударных.

"Sheba" - приправленная индийским калоритом композиция, с вокалом Мэгги Райлли и дополнительным вокодер-вокалом Майка Олдфилда, Фил Коллинз вновь был за ударной установкой. "Conflict" - драматический инструментал, противоположный предыдущей спокойной композиции "Sheba", содержит в себе извлечение из сюиты №2 в си миноре Иоганна Себастьяна Баха.

"Arrival" - один из двух каверов в альбоме. Тема была сочинена Бенни Андерссоном и Бьорном Ульвеусом и включена в одноимённый альбом группы ABBA в 1976 году. Сочная аранжировка Олдфилда была записана с участием оркестра и хора под управлением Дэвида Бедфорда.

Вторая сторона альбома начинается с другого кавера: "Wonderful Land" Джерри Лордана, хит 1962 года группы The Shadows. "Mirage" является наравне с "Conflict" ещё одной драматической композицией на альбоме с эффектной духовой аранжировкой Дэвида Хентшала.

Queen Elizabet 2

Лайнер "Queen Elizabet 2"

Хентшал был также со-продюсером отличной композиции "QE2", в которой духовые инструменты также играют доминирующую роль. "Название альбома было навеяно типичным пронзительным звуком, звучащим в треке" - поясняет Майк. "Это напомнило мне огромный океанский лайнер. Я решил назвать альбом "Titanic", но поразмышляв, я пришёл к выводу что это не будет содействовать успеху альбома, поэтому я решил, что "QE2" будет более подходящим названием!

"Celt" - название этого трека совершенно верно передаёт атмосферу созданную фонетическим вокалом Мэгги Райлли и африканскими ударными Майка Фрая. Кроме всего прочего альбом содержит короткий, но удивительно красивый инструментал "Molly", написанный Майком в честь дочери.

Наряду с записью альбома Майк дал серию концертов в Швеции, Франции и Нидерландах, а также продолжил играть в Британии, включая памятный концерт на Knebworth Festival 1980. Первый сингл нового альбома вышел 12 сентября 1980 года и содержал в себе композицию "Arrival" на стороне A и композицию "Polka", записанную годо мранее во время European tour, на стороне B. Во время выхода сингла Майк со своей группой вновь отправился в дорогу, выступив с концертами в Испании, Италии и Португалии.

Полёт через Пиренеи из Барселоны в Сан-Себастьян 20 сентября оказался очень опасным и в то же время стал вдохновляющим случаем. Майк позже рассказывал, - "Я решил, что было бы очень удобно взять напрокат свой собственный двухмоторный самолёт для концертов. Пилот нашего самолёта был неопытным и совсем недавно начал летать на коммерческих перевозках. Когда мы вылетели из Барселоны, мы не знали, что все Пиренеи покрыты грозовыми облаками. Наш пилот-новичок не имел верной информации о погоде и летел прямо в шторм. Все полёты в районе были отменены и лишь наш самолёт находился в воздухе. Тёмные облака окружали нас, град бил по стёклам, начали образовываться куски льда. В один из моментов мы набрали 4000 футов высоты за минуту и оказались прямо в грозовых облаках, затем вновь снизились на ту же высоту. Это было ужасно. Внезапно мы вылетели из облаков, словно пробка из шампанского и приземлились в Сан-Себастьяне. Когда мы приземлились, нам сказали что полёты в Северной Испании отменены из-за плохой погоды. Это был запоминающийся случай."

qe2 german album cover

Немецкая обложка альбома QE2"

Альбом QE2 был выпущен 31 октября 1980 года и стал ещё одним творением Майка, попавшим в TOP 30 UK Albums Chart. Майк вновь решил устроить обширный тур в поддержку вышедшего альбома. Масштабная серия концертов была запланирована на следующий, 1981 год. Тур начался 9 марта в Германии и продолжался до концерта 3 апреля в Роттердаме, Голландия. На концертах 1981 года Майк был в окружении меньшего количества музыкантов, чем в предыдущих турах. Позже Майк размышлял на эту тему: "Я решил, что будет разумным набрать группу в количестве насколько возможно маленьком, чтобы избежать риска потерять деньги во время тура. Задумка была в том, чтобы концерты приносили больше, чем небольшую прибыль или даже убыток, а были по-настоящему прибыльными.

В составе концертной группы Олдфилда были Рик Фенн (гитара, бас-гитара), Тим Кросс (клавишные), Майк Фрай (барабаны, перкуссия) и Мэгги Райлли (вокал). Кроме того, в туре участвовала группа Battlefield, скрипач Брайан Макнейл и волынщик Дункан Макгилливри. Концерт в Эссене (Германия) 1 апреля был записан на ленту, но она оставалась необработанной более 30 лет, пока лента вновь не была найдена во время поиска материала для этого расширенного издания. Запись была микширована под присмотром Майка Олдфилда. Таким образом, запись этого концерта впервые увидела свет.

Вторая часть концертного тура началась в Финляндии 15 июня. Тур продолжался до начала августа, достигнув апогея 28 июля концертом в Лондоне в предверии свадьбы принца Чарльза и леди Дианы Спенсер. "European Adventure tour" был крайне удачным мероприятием, сделав концертные выступления Майка Олдфилда одними из самых лучших на континенте.

После того как лето 1981 года подошло к концу, Майк Олдфилд со своей концертной группой вернулся в домашнюю студию для того чтобы начать работу над своим седьмым студийным альбомом. Вдохновением для заглавного трека стал тот самый полёт из Барселоны в Сан-Себастьян в сентябре 1980 года. В итоге этот случай обернулся созданием коммерчески успешного альбома Five Miles Out и последующего успешного тура.

Марк Пауэлл


Об инструментах, использовавшихся в записи альбома QE2

Клэптрап - электронный барабан фирмы Simmons, знаменитой своими электронными барабанными установками.

Ритм-палочки аборигенов - деревянные палочки, которыми хлопают друг о друга, чтобы получить щёлкающий звук. Они обычно около 25 сантиметров в длину с заострёнными концами и похожи на сигары.

Стальные барабаны CS80 - CS80 это большой полифонический синтезатор, выпущенный фирмой Yamaha в 1977. Вангелис, группы Kraftwerk и Genesis также использовали данный синтезатор.

Синтезаторы - Korg Sigma, Roland SH1000.

Вокодер - устройство для изменения характеристик звука, которое очень часто использовалось Майком Олдфилдом в альбоме QE2 и в следующем, Five Miles Out. Майк пользовался вокодером Roland VP330.

Электрогитары - Майк Олдфилд записал альбом QE2 в основном с помощью гитары SG Junior. Кроме того, местами появляются Fender Telecaster и Gibson L6s.


О музыкантах, участвовавших в записи альбома QE2

Dick (Richard) Studt - научился играть на скрипке в 4 года, в дальнейшем присоединился National Youth Orchestra of Great Britain. В конце 1970-ых стал концертмейстером London Symphony Orchestra. Он часто появлялся в качестве солиста и дирижёра на различных концертах, записях, телевизионных програмах.

Raul D'Olivera - джаз-трубач. Играл с такими музыкантами как Элтон Джон (Elton John) и Гари Мур (Gary Moore).

Guy Barker - ещё один джаз-трубач, основал свой собственный квинтет, а также являлся сессионным музыкантом. Гай участвовал в записи альбомов таких музыкантов как Питер Габриель (Peter Gabriel), Ван Моррисон (Van Morrison), Том Джонс (Tom Jones), Пол Маккартни (Paul McCartney).

Philip Todd - саксафонист и флейтист, играл с Бьорк, Брайаном Ино, Томом Джонсом, The Pet Shop Boys, Джони Митчеллом и многими другими. Филипп долгое время играл в фанк-джаз группе Paul Carmichael's Flight.

Paul Nieman - тромбонист, играл с Дайаной Росс, Джорджем Харрисоном, The Stranglers, The Soft Machine and Neil Innes. Сейчас играет в бразильской группе Nois, а также является веб-дизайнером и играет раннюю музыку (времён Ренессанса).

David Hentschel - в своё время успел поработать звукоинжинером, продюсером, композитором, аранжировщиком. Сотрудничал с такими людьми как Элтон Джон, Пол Маккартни, Стиви Уандер и группой Genesis. Кроме того, он написал музыкальные темы ко многим фильмам.


Интересные факты об альбоме QE2

Альбом назван в честь океанского лайнера Queen Elizabeth 2. Непонятно кем сделана обложка альбома. Сама обложка тоже связана с темой лайнера, например, в левом нижнем углу можно заметить отметки с уровнем воды. Кроме того, внутри оригинального издания можно было обнаружить схематичные изображения всего лайнера и его двигателя.

QE2 был первым альбомом Майка Олдфилда, в записи которого участвовала Мэгги Райлли, с которой в дальнейшем Майк тесно сотрудничал.

Taurus – это телец, знак зодиака Майка. Партию ударных в этой композиции исполняет Фил Коллинз.

Композиция Arrival – это кавер-версия одноименной песни группы ABBA. Майк Олдфилд нарочно играет пару своих нот, чтобы слегка изменить мелодию.

В песнях Celt и Sheba использован полностью бессмысленный текст. Эта своеобразная фишка была не раз воплощена Олдфилдом как в предыдущих, так и в последующих альбомах.

Авторство композиции Wonderful Land принадлежит группе The Shadows. Впервые её исполнили в 1962 году, позднее Хэнк Марвин (Hank Marvin) записал еще одну версию вместе с Марком Нопфлером (Mark Knopfler). Майк – поклонник The Shadows, он выбрал эту мелодию, потому что ещё в далеком детстве любил и играл её со своей первой группой.

Композиция "Conflict" содержит небольшое извлечение из сюиты №2 в си миноре Иоганна Себастьяна Баха.

Mike Oldfield and his daughter Molly

Mike и Molly Oldfield

Композицию "Molly" Майк написал в честь своей дочери Молли Олдфилд, которая в дальнейшем сыграла на клавишных в альбоме The Songs of Distant Earth, а также в проекте Songs for Survival.

С помощью альбома QE2, Майк Олдфилд пытался привлечь свою записывающую компанию (Virgin) к более тесному взаимодействию. Он надеялся, что если примет некоторые пожелания лейбла, то Virgin будет раскручивать его альбомы лучше (особенно в США, где альбомы Майка иногда вообще не выпускались). Согласно пожеланиям лейбла, Майк записал каверы на трэк группы Abba "Arrival" и композицию "Wonderful land" группы The Shadows. Кроме того, он пригласил для работы с альбомом Дэвида Хентшала, который в это время работал с группой Genesis. Virgin всё равно не раскручивал альбом так как хотелось бы Майку, что вызвало дальнейшее ухудшение отношений между музыкантом и лейблом.

С марта по август 1981 года Майк Олдфилд гастролировал по Европе, осуществляя свой European Adventure Tour в поддержку альбома QE2.

Альбом QE2 достиг 12 строчки в чарте Германии и 23-ей и 27-ой строчки чартов Норвегии и Великобритании соответственно.


В комментариях внизу страницы вы можете оставить своё мнение об альбоме или статье
dm2000 2014-03-27 10:04:50
Первый услышанный мной альбом Олдфилда. Произвел потрясающее впечатление и открыл для меня этого великолепного музыканта.

[Ответить]
Серж 2017-01-15 20:30:43
Отменные музыканты работали с Майком над этим альбомом, но всё-таки чего-то здесь не хватает.
Вроде бы каждая композиция сама по себе и неплоха, но в масштабе альбома остаётся ощущение какой-то недоработки, неровности - как от сборника музыки, а не от цельного произведения. Менеджмент требовал от Майка ужаться в плане длительности композиций и записать что-то хитовое и продаваемое. Майк записал свою версию "Arrival" ABBA и получилось неплохо. "Wonderful Land" The Shadows получилась менее ярко. Как возвращение в кельтско-средневековый мир "Ommadawn" звучит композиция "Кельт".
При ремастировании и переиздании в 2012 году были опубликованы любопытные треки - композиции "Polka" и "Shiva", не вошедшие на альбом. "Шива" - один из нечастых у Майка примеров работы с индийской музыкой.
Скажем так - в целом неплохо, но альбом на большого любителя, под настроение.
Если бы я впервые услышал музыку Олдфилда именно на этом альбоме, то вряд ли бы заинтересовался его творчеством, в отличие от автора предыдущего отзыва. В общем, всё индивидуально.

[Ответить]
Владимир 2022-02-17 14:59:27
я познакомился с этим альбомом позднее 2013. Впервые же услышал Олдфилда в девяностых, и это были альбомы Tubullar bels II, TSODE и сборник из работ 70-80 годов.

[Ответить]
Игорь 2022-09-21 15:56:20
Попались одновременно пластинки qe2 и crises в 84м.Тогда кризис понравился больше(чуть-чуть). Сегодня прослушал два альбома подрял, 80-й слушается прогрессивней.

[Ответить]

Оставить комментарий

Ваше имя:

Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Ипользование материалов разрешается только при указании активной ссылки: Mike Oldfield - сайт о Майке Олдфилде.. Если вы хотите помочь сайту интересной информацией, своим творчеством, посвященному Майку Олдфилду - пишите в гостевой или на форуме.
Яндекс.Метрика