Интервью Майка Олдфилда из февральского номера (2017) журнала Uncut.

Перевод Александра Савицкого

УРАГАН — ЭТО КАК ЕСЛИ БЫ У ВАС ВО ДВОРЕ ЗАВЕЛСЯ ДЬЯВОЛ

«Прошу прощения, — извиняется Майк Олдфилд, прерывая нашу беседу. — Тут прямо за окном очень редкая птица. У нас здесь вроде бы водятся кукушки-подорожники (roadrunners), как в мультике. Она в нескольких метрах, уставилась прямо на меня».

«У нас здесь» — это в Нассау, где Олдфилд живет последние шесть лет. У него, оказывается, склонность к кочевому образу жизни: «Я переезжал уже раз двадцать. Единственное, что при мне осталось, это значок Blue Peter (Blue Peter — детская телепередача, выходившая на канале CBBC, является неотъемлемой частью британской культуры; значок — очень ценный и довольно редкий знак отличия, которым награждались как дети, так и взрослые, достигшие значительных успехов в той или иной сфере, — прим. переводчика) и оригинальные трек-листы Ommadawn».

Олдфилд выпускает Return to Ommadawn — продолжение своего альбома 1975 года выпуска. «Я подумал, что будет весело, — объясняет он. — И было действительно здорово снова сыграть на всех этих разных инструментах. Там даже клик-трека нет, многое сыграно просто так».

Олдфилд многое успел пережить за те 40 лет, что пролетели с момента его первых подступов к Ommadawn. В частности, обстоятельства географического характера. «Теперь я встаю рано, — говорит он. — Я привык к европейскому ритму, когда жил на Ибице. Люди там просыпаются рано, потом у них ланч и сиеста, а затем частенько зависают допоздна. Так что с подъемом в 5:30 один день у меня идет как два».

И теперь Олдфилд готовится отвечать на ваши вопросы: про ураганы, Олимпийские игры и Кевина Айерса.

У вас до сих пор есть значок Blue Peter?

Да, есть. Помню, встретил как-то Валери Синглтон (британская теле- и радиоведущая, одна из ведущих передачи Blue Peter, — прим. переводчика). У нее была своя телепередача, и я решил, что хочу в ней поучаствовать. Имея пару свободных часов непосредственно перед съемками, мы с Валери пошли в бар BBC. Кажется, мы там слегка поднабрались, потому что когда я наблюдал за ней в эфире, мне показалось, что ее слегка пошатывает. Это я во всем виноват.

Тогда же авторы Blue Peter попросили меня сделать свою версию их заглавной музыкальной темы. Никто не собирался менять фирменную мелодию на мою, они просто пожелали, чтобы я сыграл ее по-своему и хотели снять это на пленку. Очень милые люди.

Вы слышали об австралийском дуэте Tubular Bells For Two? Одобряете?

О да, у них прекрасно получается. Я весьма впечатлен. Очень хорошо играют, особенно учитывая тот факт, что их только двое. Я бы не стал называть их трибьют-группой, они ведь просто играют музыку, не стараясь косить под меня.

Существует несколько прекрасных версий Tubular Bells, самая недавняя — русская версия Tubular Bells II (поздравляю Глеба Колядина и всех причастных, это, безусловно, признание, — прим. переводчика). Фантастическую версию Tubular Bells сыграл Британский Оркестр Укулеле. Есть еще одна замечательная команда из Нью-Йорка, состоящая целиком из женщин, играющих на синтезаторах.

За последние пару лет ушли из жизни Дэвид Бедфорд, Лол Коксхил и Кевин Айерс. Какие остались воспоминания о временах, когда вы были с группой The Whole World?

Мне было всего 15-16 лет, когда я присоединился к The Whole World. Они звали меня «Юный Майкл». Кевин был прекрасным человеком, я его очень уважал. Мы очень много путешествовали в фургоне, открывали для себя новые дороги, станции ТО. Кафе The Blue Boar на станции техобслуживания Watford Gap (легендарная закусочная в Англии, место встречи рок-групп 60-х, в том числе The Beatles, — прим. переводчика). Там можно было частенько встретить других музыкантов, возвращавшихся с выступлений. Мы делили счет с Pink Floyd и даже с игравшими тяжеляк командами. Мы все были одного поля ягоды — концертирующие в свое удовольствие музыканты. Я многому научился у Кевина, Лола и Дэвида. Они вселили в меня уверенность. Когда мы жили в Тоттенхэме, Кевин одолжил мне свой пленочный магнитофон, тот самый, при помощи которого я записал демо-версию Tubular Bells. Это старость, ничего не поделаешь: люди уходят слишком рано, это ужасно грустно.

У вас осталось что-то из старых гитар?

Нет, но у меня есть их новые версии. Моей самой первой электрогитары — белой Telecaster — уже давно нет, так что я приобрел новую, тоже белую. Та старая когда-то принадлежала Марку Болану (британский певец, лидер группы T. Rex, — прим. переводчика). Мой агент Рой Гест работал с Брайаном Эпстайном (менеджер группы The Beatles, — прим. переводчика) в здании NEMS, и, видимо, эта гитара где-то там лежала. Вероятно, Болан отправился за одной из более крутых гитар, а эта старая Telecaster была ему больше ни к чему, так что он подумал: «Отдам-ка я ее этому пареньку, посмотрим, что он с ней сможет сделать».

Будучи большим поклонником Star Trek и питая интерес к космосу, вы бронировали место в космическом челноке Ричарда Брэнсона?

Однажды я совершил ошибку, полетев с Ричардом Брэнсоном на воздушном шаре. Он пилотировал аппарат, и мы едва не врезались в одну из гигантских труб электростанции Didcot. В итоге, взлетев слишком высоко и не оставив себе выбора, мы рухнули на пекарню в Оксфорде. Нас вызволял целый пожарный расчет. Тогда я принял решение, что не хочу участвовать ни в чем, что одновременно связано с полетами и Ричардом. Ну разве что если это нормальный самолет с нормальным пилотом. Я не хотел бы куда-то лететь с ним на его корабле, нет. Я бы слетал в космос, но в комфорте, как в «Звездном пути», с анти-гравитацией и баром как на «Энтерпрайзе». Но космические путешествия пока не на том уровне развития, чтобы я ими заинтересовался.

Ваши давние навыки игры на гитаре хорошо известны, а когда и как вы научились играть на фортепиано?

Когда я жил в Harold Wood, на Redden Court Road, к нам переехала моя бабушка. Она работала пианисткой в пабе в те времена, когда пабы еще были прекрасными заведениями, куда люди приходили попеть хором и покурить. Бабушка привезла с собой свое пианино, к которому я очень тепло относился. Основная часть Tubular Bells была написана именно на нем. Начинал я, как и любой ребенок, с примитивных пьесок. Расскажу, как это было на самом деле. Была такая пластинка Терри Райли — Rainbow In Curved Air, там фигурировала мелодия. Если вслушаться, там эта музыкальная последовательность исполняется одной рукой, в то время как вторая играет ту же мелодию по кругу, но с задержкой в два или четыре такта. Это как хлопать себя по голове и одновременно тереть живот. И я был полон решимости сделать это.

Вы выступили на церемонии открытия Олимпийских игр. Насколько волнительно это было?

Ступать на сцену в ту ночь было определенно волнительно. Это был наиважнейший концерт для любого музыканта планеты Земля, и каким-то чудом там оказался и я. Я ощущал себя частью великолепной команды, во главе которой стоял Дэнни Бойл — источник уверенности для всех нас. Разве что вот последние полчаса перед выходом на сцену ощущения единения не было. Я не мог пробраться в помещение для выступающих, поскольку его заняла Arctic Monkeys со своей огромной свитой. Так что я торчал в своей гримерке размером с коробку из-под обуви и периодически перемещался в курилку, которая очень кстати была организована для нас поблизости.

Каково это — пережить ураган?

За шесть лет у нас тут было три урагана: Ирен, Сэнди и Метью. Этот дом расположен достаточно удачно, чтобы пережить стихию. Одна из самых опасных штук — это штормовая волна, которая может быть 20 футов высотой. Так что непосредственно у воды оказаться не захочешь. Кроме того, этот дом встроен в скалу: передняя его часть смотрит на океан, а задняя упирается в утес. То есть он прямо врезан в гору, так что его никогда не снесет. Существенная проблема заключается в том, что после урагана отсутствует питьевая вода, но у нас, к счастью, есть колодец. Также у нас тут имеется хороший генератор. Убедись, что у тебя достаточно топлива для генераторов и еды на неделю вперед, а потом уже можно прятаться. Метью прошелся по нам в районе 8 утра. Это как если бы во дворе завелся дьявол.

Что случилось с собакой с обложки Hergest Ridge?

Это Бутлег — ирландский волкодав, живший в студии Manor. Пока мы записывали Tubular Bells, он в основном проводил время под микшерным пультом. Насколько я знаю, он прожил долгую и счастливую жизнь.

Вы записали продолжения альбомов Tubular Bells и Ommadawn. Почему к ним вернулись?

Вы когда-нибудь приезжали взглянуть на свою старую школу или отчий дом? Иногда в этом есть ощущение возврата на исходную. Ommadawn всегда был особенным альбомом, однако потом все пошло наперекосяк, с точки зрения моих отношений с звукозаписывающей компанией. Я вот-вот мог остаться без денег, так что мне пришлось переизобрести себя в начале 80-х. В итоге Moonlight Shadow стала хитом. Я сбился с пути в 80-х, потом был Tubular Bells II. На тот момент сиквелы были только у фильмов, мысль сделать продолжение музыкального произведения никому в голову не приходила. Так что я ухватился за эту идею и добился успеха. Я всегда хотел написать оркестровую пластинку (Music Of The Spheres), а после того, как закончил запись рок-альбома (Man On The Rocks), подумал об акустическом проекте. Последний раз я записывал акустический альбом в 1975 году — Ommadawn. Я подумал: «Ага, отличная мысль, снова сыграю на всем голыми руками».

Ваши живые выступления часто впечатляли. Случались ли когда-нибудь неполадки во время таких концертов?

О да, на площади Horse Guards Parade. Это была премьера Tubular Bells II (вероятно, в журнале опечатка и на самом деле имеется ввиду TB III, — прим. переводчика), проходившая прямо за Downing Street. Шел сильный дождь, и генератор, питавший ряд осветительных приборов, вырубился. Мы играли в полной темное в прямом эфире испанского телевидения. Кому-то, впрочем, удалось включить часть уличного освещения. Самое забавное, что зрителям понравилось. Не уверен, правда, что они вообще были в курсе, что что-то пошло совсем не так. Британцы почему-то любят такие штуки, у них прямо под дождем начинается настоящая вечеринка. Все могло закончиться полным провалом, но закончилось триумфом. Замечательный вечер.

Return to Ommadawn мы получили, а что насчет возвращения в Hergest Ridge?

Я включил несколько элементов из Hergest Ridge в Return to Ommadawn. Во вступлении можно услышать жужжащий фон и отдаленный звук вистлов — прямо как в Hergest Ridge. Думаю, это неплохое начало, к тому же оно очень соответствует настроению Ommadawn.



Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:

Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Ипользование материалов разрешается только при указании активной ссылки: Mike Oldfield - сайт о Майке Олдфилде.. Если вы хотите помочь сайту интересной информацией, своим творчеством, посвященному Майку Олдфилду - пишите в гостевой или на форуме.
Яндекс.Метрика