Интервью Майка Олдфилда газете Daily Mail (2017)

Перевод Александра Савицкого

Он пережил развод, смерть, катастрофу... и вражду с Ричардом Бренсоном. Теперь Майк Олдфилд возвращается с мыслями о продолжении Tubular Bells.

Вглядываясь в глубокий бирюзовый океан, Майк Олдфилд пребывает в задумчивом настроении. «Не думаю, что мне когда-нибудь пожалуют рыцарство, — вздыхает самый успешный мультиинструменталист Великобритании, чей разошедшийся 16-ю миллионами копий альбом Tubular Bells держался в британских чартах рекордные 280 недель. — Никто и никогда не предлагал мне какой-либо награды, я будто белая ворона британской музыки. Я все еще патриот и горжусь тем, что являюсь британцем. Наблюдал за голосованием за брекзит в прямом эфире и надеялся, что Англия выйдет из ЕС. Я восхищаюсь королевой, и даже пару раз встречал принца Чарльза. К сожалению, я совершил ошибку и заговорил с ним первым: спросил, как продвигается его игра на виолончели. Так делать нельзя, но я сам дурак. Так что, думаю, тут-то я свое рыцарство и профукал».

В прошлом октябре, валя деревья и срывая провода, по Багамам прошелся ураган Меттью, причинивший островам ущерб на сумму порядка полумиллиарда фунтов. Крепкий, похожий на бункер дом Олдфилда в Нассау устоял, однако музыканту предстояло пережить еще один шторм — личный. В 2014 году его 11-летний брак с Фэнни Вандеркеркхов, французской заводчице лошадей и матери двоих детей Майка (12-летнего Джейка и 8-летнего Юджина), завершился, изрядно навредив как финансовому, так и эмоциональному состоянию Олдфилда.

Позже, в мае прошлого года, скоропостижно скончался его старший 33-летний сын Дугал — один из трех детей, оставшихся после брака с Салли Купер. «Мой сын трагически ушел из жизни», — говорит Майк тихим отдаленным голосом. Также в прошлом году на 94-м году жизни умер и отец музыканта Реймонд.

На вопрос о том, поделит ли он состояние между своими детьми, когда придет его время, Олдфилд дает неожиданный ответ. «Не уверен, что мне будет что оставить после последних четырех лет, если честно», — вздыхает он. Олдфилд потерял немало денег на разводах и неудачных сделках с недвижимостью, пришлось даже продать 21-метровую яхту «Sea Dragon», так что теперь он ходит на скромном 5-метровом судне. Для страны, наполненной богачами и яхтами, это довольно унизительное упражнение.

Олдфилд корчит лицо и направляется в свою обветшалую студию, из которой открывается успокаивающий вид на океан. Теперь он гражданин Багамских Островов. «У меня ощущение, что Багамы — это филиал Британии, — говорит Майк. — Когда-то они были британской колонией и до сих пор являются частью содружества. Они напоминают мне Британию того времени, когда я рос в Ридинге: вокруг нет камер, наблюдающих за всем, что ты делаешь».

Олдфилд открыл свои двери, чтобы поговорить о «Return To Ommadawn» — последователе оригинального альбома «Ommadawn» 1975 года, записанного на заре феномена «Tubular Bells». На фоне того безумия, что сопровождало глобальный успех «Колоколов», даже заведение молодым творцом годовалого львенок по имени Клайд, который свободно бегал по дому и даже спал в кровати хозяина, выглядело почти нормально. «Он был очень необычным любимцем: немыслимо опасным, очень сильным и быстрым. Он мог завалить вас одной лапой. Однажды я попросил отвезти его в офис Virgin Records: «Плохой Клайд! Иди-ка к Ричарду», — рассказывает 63-летний Олдфилд. Сэр Ричард Бренсон, чья империя выстроена на заложенном «Tubular Bells» фундаменте, услышал доносящиеся из приемной крики и смог-таки избежать встречи с внезапно прибывшим зверем. По злой иронии, впрочем, львиная доля доходов от «Tubular Bells» досталась именно Бренсону.

«Я однажды это осознал, — говорит Олдфилд, имея ввиду их неравные условия. — Мне удалось заработать около 180 тысяч фунтов за пять лет продаж альбома». На вопрос о том, сколько заработал Бренсон, Олдфилд выдавливает из себя лишь мучительный скрип, чем встревоживает лежащего рядом пса — багамского метиса по кличке Мак. «Сейчас никаких дрязг с Ричардом уже нет, — добавляет он со спокойствием. — Мы давно зарыли топор войны».

«Он приезжал сюда пару лет назад. Я написал версию «Tubular Bells» для пианино и хотел сыграть ее в школе моего сына. Он прилетел послушать ее в своем личном самолете и остался. Мы приятно посидели, он слегка перебрал с выпивкой и захотел послушать музыку. Но звучала только всякая ерунда вроде «Blue Peter».

Майк не очень охотно говорит о том, упоминал ли когда-либо Бренсон послание, спрятанное на 48-й минуте нетипичного альбома «Amarok» (речь о фразе FUCK OFF RB, сыгранной кодом Морзе). «Мы не говорим об этой мелочи, — скромно признается Олдфилд. — Однако я могу бесплатно летать первым классом на любом рейсе Virgin Airlines куда угодно и когда захочу. Правда, сюда они не летают, так что воспользоваться предложением я уже не могу». Последний раз, когда Олдфилд куда-то летал, случился в 2012 году, когда он отправился по приглашению Дэнни Бойла на открытие Олимпийских Игр. «Это была немыслимая высота, — вспоминает он. — Перед выступлением у меня, конечно, случился мандраж, но мы начали играть, и я получил потрясающие ощущения. Я чувствовал себя свободным».

Музыка всегда была для Олдфилда спасением. По мере того, как психическое состояние и проблемы с алкоголем его матери усугублялись в 60-х, Майк проводил время в своей комнате, терпеливо осваивая искусство игры на акустической гитаре. Мать музыканта, Морин Олдфилд, скончалась в 1975 году.

«В детстве у меня были проблемы с родителями, матерью в частности, — говорит Майк. — Я был подавлен и создавал при помощи музыки альтернативную реальность, в которой было все, чего не было в моей настоящей жизни. В «Tubular Bells» есть часть с воздушными мандолинами: они звучат так, будто вы в раю, и это было абсолютной противоположностью тому, что я на самом деле ощущал. Полагаю, я делал это для того, чтобы скомпенсировать все те мои страдания».

Освобождение от депрессии настигло Олдфилда в 1978 году в рамках «Exegesis» — неоднозначных семинаров, имевших недолгую популярность в семидесятых и предполагавших прохождение серьезной психологической перезагрузки. «Понемногу, по чуть-чуть я добрался до корня всех своих проблем, — вспоминает Майк. — Большая штука, которая мешала мне тогда, оказалась сущей ерундой. Кратко говоря, в моем сознании застрял момент рождения, переход в настоящий мир. Переживание этого момента избавило меня от панических атак на всю жизнь».

В доме, где Олдфилд живет с Юджином и Джейком, наличие небольшого арсенала игрушечных пистолетов предполагает, что Майк с удовольствием и без проблем возвращается в свою молодость. Времена, когда он не спал ночами и нещадно пил, давно позади. «Я уже много лет не напивался», — признается музыкант.

У Олдфилда есть и взрослые дети: 36-летняя Молли и 20-летний Люк (брат скончавшегося Дугала) от Салли Купер и 27-летняя Грета и 26-летний Ноа от 54-летней норвежской певицы Аниты Хегерланд.

Трезво оценивая свою жизнь, Майк хочет, чтобы его пепел развеяли над багамскими водами. И если о его бытие захотят снять фильм, то в главной роли Олдфилд видит Эдди Редмейна. «Какой же он потрясающий актер, — восхищается Майк. — Он был просто великолепен в роли Стивена Хокинга. Может, нам стоит попросить Дэнни Бойла выступить режиссером, я бы мог написать музыку».

Киношные работы Олдфилда включают в себя запоминающийся саундтрек для «Полей смерти» и использованный в фильме «Изгоняющий дьявола» отрывок из «Tubular Bells», который с тех пор является непременным атрибутом всего пугающего. «Я получаю за него пару шиллингов каждый Хэллоуин, — смеется Олдфилд. — Это не гигантские деньги, но в это время года выплаты традиционно больше обычного».

Майк проговаривается о грядущей пластинке «Tubular Bells IV» (вторая и третья части занимали 1 и 4 места в чартах Великобритании в 1992 и 1998 годах соответственно), что снова неизбежно возвращает нас к Бренсону. Я спрашиваю Олдфилда, верит ли он в то, что миллиардер покорит космос со своей компанией Virgin Galactic. «В конце концов да, — улыбается он. — Он умеет добиваться подобных целей. Но что с меня взять? Я посчитал его безумцем, когда он говорил о поездах. Я полный профан в бизнесе. Хотел бы я иметь хоть часть его деловой проницательности. Я хотел бы сказать ему, мол, если б я мог обменять половину своих музыкальных способностей на половину твоих деловых, ты бы согласился?»

Бренсон мог бы пойти со своим старым другом на такую сделку, но ему определенно захочется обсудить условия. Майк восхищенно хлопает в ладоши, а его глаза блестят точно распростертый перед ним океан. «Это же Ричард, он наверняка постарается подрезать мою долю», — ухает Олдфилд. Впервые за день он кажется по-настоящему расслабленным.


Серж 2017-01-30 21:03:29
Остаётся надеяться, что успех "Return to Ommadawn" изменит финансовое положение Майка к лучшему (хотя бы немного). "TB IV", несомненно, заткнут следующую дыру в бюджете.

[Ответить]
Myropol 2017-02-06 18:18:34
Я очень давно чувствую глубокое душевное родство с Майком (остаётся только горько пожалеть о плачевном состоянии моего английского), но я не желал бы ему продолжать тиражировать самого себя. Количество, далеко не всегда переходит в качество! Это рискованный путь, так можно и "выйти в тираж". На мой, сугубо личный взгляд, Майку хорошо бы сделать атмосферный эмбиентный альбом, полностью основанный на сонорике. Как это имеет место у Клауса Шульце или Гарольда Бада, не боясь электроники с её богатейшими возможностями.

[Ответить]

Оставить комментарий

Ваше имя:

Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Ипользование материалов разрешается только при указании активной ссылки: Mike Oldfield - сайт о Майке Олдфилде.. Если вы хотите помочь сайту интересной информацией, своим творчеством, посвященному Майку Олдфилду - пишите в гостевой или на форуме.
Яндекс.Метрика