Интервью Майка Олдфилда журналу Metro

Сэр Ричард Брэнсон обязан своим успехом только одному человеку: Майку Олдфилду, чей альбом-бестселлер "Tubular Bells" в 1973 году буквально создал империю Virgin. С тех пор этот шедевр звучит везде, начиная от фильмов и заканчивая рекламой автомобилей. Последняя его работа – альбом "Tr3s Lunas" с демо-версией игры Music VR.

Джеймс Эллис: Альбом наполнен духом Ибицы, не так ли?

Майк Олдфилд: Полагаю, так. Первоначально я не собирался выпускать альбом. Это была всего лишь компьютерная игра, но я не мог найти компанию, которую она бы заинтересовала. Так я решил записать альбом и сделать двойной диск с демо-версией игры. Некоторое время я жил на Ибице, я обычно ходил в Cafe Del Mar, знал некоторых ди-джеев. Наверное, это повлияло на музыку.

Джеймс Эллис: Вы дискриминируете пользователей Макинтошей, мы не можем играть...

Майк Олдфилд: Знаю, стыдно. Но на разработку версии для Мак’ов у нас ушло бы очень много времени. Я постоянно использую Мак для записи музыки, поэтому сочувствую его пользователям. Игра называется MusicVR или Виртуальная Реальность. Вы летаете по пустыне, по пути встречаете разных существ и предметы. Маленькие ворота переносят вас в другие места, такие как Гранд Каньон или чудесный лес. Вы даже можете плавать в океане с дельфинами. С помощью Интернета в каждом мире может находится несколько человек.

Джеймс Эллис: Эта идея целиком Ваша? И кто помогал в процессе разработки?

Майк Олдфилд: Идея и суть полностью мои. Со мной работал программист, он занимался интерфейсом. Ещё мне помогал строить графические трехмерные модели графический дизайнер. Нас было трое и на всю работу ушло два года.

Джеймс Эллис: Вы – геймер?

Майк Олдфилд: Нет, не люблю их. MVR – это музыкальный симулятор полета, только в нем есть разные животные и предметы. По сути – это не игра как таковая, в ней нет цели, никто не выигрывает. Можно остановится там, где захочешь. Можно, например, отправиться в снежный мир, побросать друг в друга снежки. При этом один из вас может быть бабочкой, другой – электрогитарой. Или нет.

Джеймс Эллис: Вы пытались стать новым Питом Тонгом [Pete Tong, английский DJ. – прим. перевод.] ?

Майк Олдфилд: Нет. Это «Тонг» или «танг»? Недавно я получил кассету от Virgin – новую версию Tubular Bells Пола Окенфолда [Речь идет о композиции “Get'em up", Paul Oakenfold, альбом “Bunkka”. – прим. прервод.] и подумал: «Эй, да я тоже так могу» (смеется).

Джеймс Эллис: Как Вы придумываете названия инструментальным композициям?

Майк Олдфилд: Ну, это примерно как у американских индейцев – когда у них рождается ребенок, они называют его первой вещью, попавшейся на глаза. Одного парня назвали именем Две Спаривающиеся Собаки (смеется). Это очень похоже. Первая композиция альбома называется “Misty” – у меня есть арабская кобылка Мисти – так и получилось название.

Джеймс Эллис: Был ли “Tubular Bells” первой пластинкой в стиле эмбиент?

Майк Олдфилд: Да, полагаю, так. В настоящий момент я как раз его переделываю, оцифровываю все инструменты. Диск выйдет к тридцатилетию альбома 25 мая 2003. Меня не раздражает, что все спрашивают о нем. Это такое удивительное произведение. До сих пор не могу поверить, что написал его в своем взвинченном, затуманенном сознании в возрасте девятнадцати лет.

Джеймс Эллис: Как так вышло что Part One была записана за неделю, а для записи Part Two потребовались месяцы?

Майк Олдфилд: Дело в том, что для записи первой части альбома мне в полное распоряжение была отдана студия на целую неделю. Во время записи второй части, я мог пользоваться студией только в свободное от других музыкантов время. Иногда ночью, иногда всего на час после полудня. Три месяца потребовалось, потому что всё записывалось по крохам.

Джеймс Эллис: Не раздражает, что ваша музыка ассоциируется с фильмом "Изгоняющий Дьявола"?

Майк Олдфилд: С некоторых пор это совершенно не волнует меня. Раньше меня довольно сильно задевало что люди называют это "музыкой из Экзорциста". Но с возрастом я стал проще к этому относиться.

Джеймс Эллис: Что вы чувствуете, когда переслушиваете альбом?

Майк Олдфилд: Он всегда слушается как в первый раз - он прошёл проверку временем. Я все ещё слышу эту музыку в телевизионной рекламе, например, несколько первых нот рекламы Pentium. Теперь обязательный атрибут всех фильмов ужасов - характерные звенящие пассажи на фортепиано. Такие вещи дольше помнят, чем некоторые тупые "ла-ла" поп-треки.

Джеймс Эллис: Ричард Брэнсон когда-нибудь говорил вам спасибо?

Майк Олдфилд: Да, на моей стене есть постер с гигантскими самолётами, на которых золотыми буквами написано "Спасибо, что сделал всё это возможным".

Джеймс Эллис: Он не поделился с вами акциями?

Майк Олдфилд: Ох, нет. Он только подарил мне постер и ушёл.

Джеймс Эллис: Как вам удаётся выглядеть так молодо?

Майк Олдфилд: Я не знаю. Когда я был подростком, я рос очень быстро и в 13 выглядел как 20-летний парень, затем мне стукнуло 30 и я выглядел на 30, теперь мне кажется я выгляжу немного моложе своих лет. Я только начал ощущать последствия старения. Раньше я без проблем мог выпить 4 литра Гиннеса [любимая марка пива Олдфилда - прим. перевод.], теперь могу только 2,5 литра.

Джеймс Эллис: В вашу честь назван астероид. Вы верите в разумную жизнь на других планетах?

Майк Олдфилд: Определённо. Недавно смотрел научно-популярный фильм Стивена Хокинга [известный английский астрофизик - прим. перевод.] и в нём утверждается, что 90% вселенной не только нельзя увидеть, но и нельзя измерить. Мы даже не знаем где это и что это. Наверняка там есть миры похожие на наш. Мне кажется животные видят их. Я держу лошадей и собак, и довольно часто они пристально всматриваются в какой-нибудь предмет и ты думашь: "какого чёрта они уставились туда?". Кроме того, я вижу странные сны с существами из воздуха и пара. Не думаю что внеземная жизнь будет похожа на людей.

Джеймс Эллис: Вы всё ещё пилотируете самолёты?

Майк Олдфилд: Больше нет. Когда-то я нанял для тура самолёт и очутился в сердце грозового облака. Мы были в окружении падающих градин размером с яблоко...

Джеймс Эллис: Это остановило вас?

Майк Олдфилд: Да [смеётся]. На некоторое время я переключился на вертолёты - это было здорово. Ты приземляешься где-нибудь, когда устаёшь, но тут выбегает какой-нибудь фермер и тебе вновь приходится взлетать. Они орали с характерным западным акцентом "проваливай с моей земли!". Я скручивал себе папироску и улетал. Теперь у меня нет ни одного вертолёта.

Джеймс Эллис: А как начёт папирос?

Майк Олдфилд: О, я всё ещё делаю их. А вот пилотирование перестало доставлять удовольствие.

Джеймс Эллис: Вы всё ещё достаточно хороши для того, чтобы сесть в кресло пилота, если у него случится сердечный приступ?

Майк Олдфилд: В теории я могу работать в коммерческих перелётах. Я люблю когда полёт проходит с проблемами. Я боюсь летать при солнечной и предсказуемой погоде. Во время шторма, когда все беспокоются, я наоборот в приподнятом духе.

Оригинальный текст интервью.

Sir Richard Branson owes all his success to one man: Mike Oldfield, whose best selling 1973 Tubular Bells album literally made Virgin. Oldfield's chilling masterpiece has since been used as music for everything from The Exorcist to car adverts. His latest work Tres Lunas, is a chill-out album including a demo of Mike's computer game Music VR.
Mike Oldfield talks tech!

The album's very Ibizan sunset isn't it?
I suppose so. Originally, it wasn't going to be an album. It was just going to be the computer game, which comes with it. I had trouble getting a company interested in distributing the game so I came up with the idea of putting the music on one CD and the game on the other. I lived in Ibiza for a while - I used to go to Cafe Del Mar and knew some of the DJs, so it seemed natural.

You're discriminating against us Mac users. We can't play the game...
I know - that's a shame. It would have taken us twice as long to do a Mac version. I use Macs all the time to record music so I'm sorry Mac fans. The game's called Music VR - or Virtual Reality. You are set in a desert and there are little objects and creatures that you have to find as you move around. There are little gateways that take you to places like the Grand Canyon or beautiful forests or into the ocean swimming with dolphins. Then there are avatars around the place that network together with other users over the Internet anywhere in the world. Normally, each day at about 6pm, I go on and get this whole bunch of avatars logging on so we can all fly around together.

Is the concept yours and you got someone to do it for you?
The idea and concept is completely mine - I got a software code writer to do the interface for the game. Then I had a graphic designer who helped build the models. It wasn't something we bought - there was the three of us and it took us two years to make it.

Are you a gamer?
No, I hate them. This is a musical flight simulator - it just features various animals, particles and space travel. It's not a game as such, there's no purpose to it - no one wins. You can stop wherever you want. You can go to snow world where you throw snowballs at other avatars, one of which may be in the form of a butterfly, the other in the form of an electric guitar. Or not.

Is it a case of trying to be the new Pete Tong?
Not really. Is that Tong or thong? I did get a tape from Virgin who sent me Paul Oakenfold's version of Tubular Bells - and thought: 'Hey, I can do that.' [Laughs]

How does one come up with the name for an instrumental track?
Well, it's a bit like the American Indians - when they have a child, the first thing they see is the given name. Someone was apparently called Two Dogs F***ing [laughs]. It's very similar. The first track on the album is called Misty - I have an Arabian filly called Misty and so there you are.

Was Tubular Bells the first ambient album?
Yes, I guess so. I'm re-making it at the moment with all the instruments recorded digitally. It will be released on the 30th anniversary: May 25, 2003. It doesn't bother me at all that people always ask about it. It's such an amazing piece of music, I have to say. I can't quite believe I wrote it in my poor screwed-up, acid-brained state, aged 19.

How come Pt.1 took a week to record and Pt.2 months?
Well, for the first side I was just given a solid week in the studio. For the second I could only get in when the studio wasn't booked: sometimes it would be the dead of night, sometimes just an hour in the afternoon. It took three months because it was recorded in dribs and drabs.

Do you mind its Exorcist association?
That doesn't bother me now, but years ago it did bug me a bit that people would call it 'The Exorcist music'. I've mellowed in my old age.

How does re-visiting it feel?
It always feels fresh - it stands the test of time. I still hear it on the VW advert; it's the first four notes for Pentium adverts. There are derivatives in the music on all horror movies - that tinkly piano sound. It's better to be remembered for that rather than some stupid la-la pop track.

Has Richard Branson ever said thanks?
Yes - there's a big picture on my wall with jumbo jets on it and a gold inscription saying: 'Thanks for making it all possible.'

No shares thrown your way?
Oh no. He's gone no further than giving me the picture.

What's the secret of looking so young?
I don't know. When I was young I grew up very quickly and at 13 looked more like 20; then when I got to 30 I looked 30 and from then I seem to have gone back a bit. I've only just started to feel my age. I used to be able to drink eight pints of Guinness easily; now I can only manage five.

You've an asteroid named after you. Do you believe in intelligent life on other planets?
Definitely. I was watching Stephen Hawking the other day and apparently 90 per cent of the universe not only cannot be seen, but cannot be measured. We don't know where it is or what it is. There could also be other dimensions co-existing with ours. I think animals see them. I have horses and dogs and quite often they stare at things and you think: 'What the hell are they looking at?' Also I have strange dreams where creatures that are made of air and vapour appear - I don't think they will appear as humans.

Are you still piloting?
Not any more. I took a small plane on tour and ended up in the middle of a thunder cloud. There were hail stones the size of apples...

Did it put you off?
Yep [laughs]. I switched to helicopters for a while - that was fun. You stick it down somewhere when you're tired and then get some farmer chasing after you so you hop off again. They go [adopts West Country accent]: 'Get orrrf of my land.' I used to stop for a roll-up and get chased away. I don't do any of that anymore.

Not even the roll-ups?
Oh, I still do those. Just the piloting stopped being fun.

Would you be good to sit next to if a pilot had a heart attack?
In theory, I could handle a commercial jet. I love it when airplanes get into trouble. I'm scared of flying - but only when it's sunny and flat. When we hit a storm and it's bucking all over the place, I'm going: 'Yesss!'



Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:

Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Ипользование материалов разрешается только при указании активной ссылки: Mike Oldfield - сайт о Майке Олдфилде.. Если вы хотите помочь сайту интересной информацией, своим творчеством, посвященному Майку Олдфилду - пишите в гостевой или на форуме.
Яндекс.Метрика