Отрывок из Philip Newell - Project studios

Моя серьёзная работа в индустрии звукозаписи началась с работы в Manor Studio, которая находилась в Великобритании, недалеко от Оксфорда. А заманил меня туда в 1971 году её тогдашний управляющий директор Том Ньюмэн (Tom Newman).

Сейчас я предлагаю Вашему вниманию историю, которая прекрасно иллюстрирует, как разрабатывался метод использования параллельных дорожек.

У Тома были 4-дорожечные ленты BASF с демонстрационными записями относительно неизвестного тогда исполнителя Майка Олдфилда (Mike Oldfield), записанные на бытовом магнитофоне B&0. Том безгранично верил в перспективность этих записей и обещал Майку, что как только компания Virgin Records получит достаточно пригодное помещение для звукозаписи, Майк будет одним из первых, кто будет внесён в график записей этой компании.

Открытие Мanor Studio состоялось 3 ноября 1971 года, хотя я начал там работать в должности главного инженера ещё за три недели до открытия. Перед этим я работал в Лондоне в компании Pye Recording Studios и имел там более высокооплачиваемую работу. Однако меня очень привлекли идеи студии Мanor. Да и перспективы жизни в сельском особняке выглядели заманчиво, особенно после многолетних каждодневных разъездов по Лондону в часы "пик".

Большая часть оборудования студии Мanor едва соответствовала профессиональным стандартам того времени, хотя магнитофон Ampex MM1000, предназначенный для 16-дорожечной записи на 2-дюймовую ленту, в то время не имел себе равных. Одно из моих первых заданий заключалось в том, чтобы попытаться выжать максимум возможного из старого или полупрофессионального оборудования. Решая эту проблему, я иногда ощущал себя в роли пловца, пытающегося выплыть на вершину водопада.

Том Ньюмэн, управляющий директор компании, не имел официального образования звукоинженера. Но по своей сущности он был и оставался прежде всего музыкантом. Поэтому многие мои попытки усовершенствовать и профессионализировать работу студии наталкивались на сопротивление со стороны Тома. Уже сейчас, оглядываясь назад, ясно, что многие проблемы были вызваны различием наших подходов и в какой-то степени моим профессиональным снобизмом. Ведь мы пытались профессионализировать студию на довольно шаткой основе. Если бы мы не получили признания от компаний грамзаписи, мы бы не получили необходимую для выживания работу. И если я стремился к достижению высоких стандартов, удовлетворяющих фирмы грамзаписи и условия коммерческого тиражирования, то Том по-прежнему считал, что студия должна в первую очередь ориентироваться на музыкантов и их потребности.

Мы были и до сих пор остаемся большими друзьями, но у нас за плечами был совершенно разный опыт. Моё официальное образование не позволяло всерьёз воспринимать подход Тома. А он рассматривал профессиональный подход к студии, как подход, не отвечающий потребностям музыкантов. Он хотел студию для музыкантов, и именно благодаря этому в конечном итоге Мanor и стала знаменитой. Для 1971 года это были новаторские идеи. Хотя ясно и то, что если бы мы не завоевали доверия фирм грамзаписи, мы бы не выжили.

В то время такие смелые идеи были воплощены на практике пожалуй только в Уэльсе, в Рокфилде. Звукозапись в те времена была чисто "городским" родом занятий. Идеи создания студий в сельской местности в то время всерьёз вообще не рассматривались. Кстати, когда я объявил моим коллегам по Pye Recording Studios, что я переезжаю работать на студию в Оксфордшире, что в 100 км от Лондона, они приняли меня за сумасшедшего. А совсем недавно я случайно наткнулся на номер журнала "Sounds" за 1972 год, в котором подчёркивалось, что Morgan Studios всё ещё умудряется выжить, несмотря на то, что она расположена в 8 километрах к северу от центра Лондона!

Идея создания студии Мanor - "жилой" студии в сельской местности - была очень необычной. Но на этом не закончилось. Поскольку студия не могла себе позволить приобрести промышленный ревербератор ЕМТ 140, Том решил соорудить "эхогенерирующую пластину". Да, именно тогда я и начал лысеть. Несмотря на слегка идиосинкразический звук, конструкция Тома работала более-менее терпимо. Но когда звонили из компаний грамзаписи и интересовались наличием у нас эхо-генератора, язык мой не поворачивался сказать "да", даже если меня и не спрашивали, какой он марки. Я чувствовал, что подразумевается EMT, а обманывать мне не хотелось. Я оказался в щекотливой ситуации, ведь звукозаписывающая индустрия была очень консервативной в те дни. Тем не менее кустарная эхогенерирующая пластина держала нас "на плаву" почти год, пока мы не cмогли себе позволить купить "настоящую вещь".

Том Ньюмэн был не только музыкантом, но и весьма одарённым инженером-механиком. Он постоянно ковырялся в технике и вносил какие-то изменения, пытаясь "улучшить" старые машины. А моё нежелание смотреть на всё это основывалось больше на моём ортодоксальном образовании, чем на получаемых результатах. Я никогда ранее не применял таких необычных подходов. С января 1973 года я приступил к работе в Мanor Mobile. Это была отдельная компания, и влияние Тома на её работу было особым образом ограничено для того, чтобы я снова мог заняться работой "как положено" и создать действительно профессиональную репутацию для отделения звукозаписи фирмы Virgin Records, бывшей в то время ещё не фирмой звукозаписи, а предприятием розничной торговли. А в это время Том приступил к серьёзной перезаписи демонстрационных записей Майка Олдфилда. Альбом имел рабочее название "Opus I", но впоследствии он стал легендой под названием "Tubular Bells".

Ещё в ноябре 1971 года я начал обучать Тома основам профессиональной записи. Однако и в 1972 году, записывая Кэта Стивенса (Cat Stevens) и "Феэрпорт Конвеншн" (Fairport Convention), он продолжал использовать свою "доморощенную" технику и методы. Запись альбома "Tubular Bells" продолжалась до конца 1972 года. Многое в процессе записи делалось так, что я не мог на это смотреть. Тем не менее я делал всё возможное, чтобы помочь в разрешении многих проблем. Тогда я думал, что эта работа может заинтересовать разве что небольшую группку фанов, и продастся в лучшем случае около 5 тыс.дисков. А в действительности их уже продано более 25 миллионов!

К 1974 году Мanor Mobile стала лучшим передвижным звукозаписывающим комплексом в Европе. В августе 1973 года была осуществлена первая 24-дорожечная запись "живого" концерта с помощью передвижного звукозаписывающего комплекса. А в это время Том Ньюмэн практически обеспечил альбому "Tubular Bells" постоянную прописку на вершинах хит-парадов Великобритании. С помощью комплекса Мanor Mobile мне удалось доказать свою правоту, делая ставку на техническое совершенство. А Том в той же или, возможно, в ещё большей мере, доказал свою правоту, делая ставку на музыкантов. Несмотря ни на что, он отстоял свою точку зрения, и моё уважение к нему возросло невероятно. Действительно, это и был альтернативный подход к процессу звукозаписи. Теперь я уже не мог этого отрицать.

У Майка Олдфилда был тяжёлый характер, и я не представлял, как с ним можно работать. В то же время Том обладал какой-то детской способностью располагать к себе, благодаря которой он смог добиться от него отличного исполнения некоторых вещей, которое было бы "зажатым" в обычной студийной обстановке.

Альбом "Tubular Bells" вероятно был первым реально расходившимся альбомом, записанным исключительно самими музыкантами. Можно говорить, что у них была "почти профессиональная" студия Manor и посильная техническая помощь от меня, но в основном эти парни сделали его сами. Альбом "Tubular Bells" в техническом плане был далеко не совершенным, да и Майк сам не был доволен своим исполнением. Но средства на запись альбома, которые были выделены Майку, Тому и Саймону Хейворту (Simon Heyworth), к тому времени были исчерпаны. Тем не менее складывалось впечатление, что для покупателей пластинок это не имело никакого значения.

В 1976 году я сделал квадрофоническую версию для сборника "Boxed", но планы заменить ею первоначальную стереофоническую версию были в конечном итоге отброшены, поскольку к тому времени последняя уже завоевала статус "классики". Более того, у меня для ремикса не было звука оригинальных колоколов. Сами колокола были повреждены Майком, который, экспериментируя, бил по ним отбойным молотком. Оригинальной записи на многодорожечной ленте уже не было, а ламповый компрессор "Belcamman", который использовался для получения невероятного сустейна, был утерян. Хотя вполне возможно, что “трубчатые” колокола (tubular bells) в кульминационном моменте на первой стороне пластинки никогда на многодорожечную ленту и не записывались. Их звон вполне могли записать непосредственно на стереофоническую мастер-копию. Никто по-видимому не помнит этого, поскольку во время той работы было слишком много рекордов "Гиннеса" ("Гиннес" - для тех, кто не знает об этом - это знаменитое ирландское пиво; и так уж совпало, что Майк, Том и я являемся частично англичанами и частично ирландцами, хотя Том еще и на четверть русский!) Майк всегда мечтал о том, чтобы записать альбом "Tubular Bells" на более высоком техническом уровне как в плане качества записи, так и в плане исполнительского мастерства. Учитывая деликатные обстоятельства создания альбома, Том всегда сомневался, сможет ли Майк в ситуации, которая обеспечит более высокий технический уровень, вырваться на достаточное время из своей психологической оболочки для записи чего-нибудь стоящего.

Многие годы эта идея не выходила из головы Майка и была реализована только спустя 20 лет, когда был записан альбом "Tubular Bells II", причём на этот раз Майк, Том и Тревор Хорн (Trevo Horn) были со-продюсерами. Как по мне, то это действительно великолепная вещь как по исполнению, так и по качеству записи. В ней практически отсутствуют недостатки, однако по разным причинам она никогда не достигнет того уровня воздействия, какого достиг оригинал.

Вся эта длинная история является хорошей демонстрацией существования конфликтов между техническими требованиями к записи и исполнительскими запросами музыкантов даже на самом высоком уровне. Майк Олдфилд сейчас работает в основном дома, но в его домашней студии находится самое совершенное оборудование. На фото1 и 2 - комплекс домашней студии 1975 года с оборудованием, от которого даже 25 лет спустя текут слюнки. В то же время есть сложившиеся музыканты, которые вполне комфортно чувствуют себя в профессиональных студиях и которые используют свои жилища по прямому предназначению. Имея признание, опыт и материальные возможности, они вправе выбирать, где им записываться, чтобы добиться успеха. Более того, если потребуется, они могут позволить себе обратиться за любой дополнительной помощью со стороны. Самое главное – добиться первого успеха, заявить о себе. И это – главная причина возникновения project-студий и тех тенденций, которые оказывали влияние на индустрию звукозаписи последние 20 лет.

Mike Oldfield studio

Фото 1 и 2. Домашняя студия (хотя и очень совершенная для своего времени) в доме Майка Олдфилда (Mike Oldfield) на Херджест Ридж (Hergest Ridge), на границе Англии и Уэльса. В 1975 году это оборудование было использовано для записи и сведения его альбома "Ommadawn", оно включало микшерный пульт Neve, 24-дорожечный магнитофон Ampex MM1100, шумоподавитель DBX type I и аудиомониторы фирмы Westlake Audio.

Однако Майка Олдфилда никогда не удовлетворяло качество записи "Tubular Bells", и это давало мне основания по-прежнему отстаивать поддержание профессиональных стандартов записи, хотя к этому времени я уже полностью признавал право на существование их альтернативных подходов к звукозаписи. Если 16-дорожечник в чемодане не мог дать того качества, к которому я привык, то я все еще сопротивлялся снижению стандартов, так как видел в этом тонкую грань, за которой могла неизбежно произойти девальвация всех стандартов записи. В те времена типовой набор оборудования для домашней записи был всё ещё очень далек от достижения совершенных результатов.

Tom Newman studio

Фото 3. Студия звукозаписи Тома Ньюмэна в 1991 г., где была выполнена большая часть подготовительной работы перед записью проекта "Tubular Bells II" Майка Олдфилда.


В комментариях внизу страницы вы можете оставить своё мнение о статье.

Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:

Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Ипользование материалов разрешается только при указании активной ссылки: Mike Oldfield - сайт о Майке Олдфилде.. Если вы хотите помочь сайту интересной информацией, своим творчеством, посвященному Майку Олдфилду - пишите в гостевой или на форуме.
Яндекс.Метрика