Майк Олдфилд на венгерском телевидении

Эфир от 27 сентября 1996 года. Канал MTV1 (Венгрия)

Майк, ты родился в 1953 году и начал карьеру в возрасте 14 лет вместе со своей сестрой. Но что происходило с тобой между этими событиями? Об этом периоде твоей биографии у меня совсем нет информации.

Я взрослел [смеётся]. Мне было 8 лет, когда отец научил меня играть на гитаре. Позднее я начал выступать в фолк клубах в моём родном городе Рединг, который находится не так далеко от Лондона. Конечно, я посещал школу, но бросил её в 15. Это стало началом новой главы в моей жизни.

Ирландские корни давали о себе знать в твоём образе жизни или в музыке, которую ты играл в те годы?

Совсем нет. В те годы я больше интересовался рок музыкой. Мне не особо нравилось исполнять фолк музыку. Я был очень рад, когда получил в свои руки электрогитару, так как с этого времени мог играть оглушительный рок с помощью здоровенного усилителя. Где то в возрасте 14-15 лет я сформировал свою собственную рок-группу Barefoot.

Это была твоя первая группа?

Да.

Ты играл чистый рок?

Я создавал свою собственную музыку. К тому же я был автором текстов песен. Часть материала была чисто инструментальной, а другая - с лирикой, причём пел именно я, но так как я был не самым лучшим вокалистом, группа вскоре развалилась. После этого я присоединился к другой группе в качестве басиста, и, наконец, я начал работать над собственной инструментальной музыкой. Это вылилось через несколько лет в Tubular Bells.

Но когда ты испытал влияние кельтской музыки? Намного позже?

Да, многим позже. Я много путешествовал по Ирландии. В местных пабах и барах играют виртуозные музыканты. Ещё я всегда любил ирландские и шотландские волынки. Всё это повлияло на технику моей игры на гитаре: я извлекаю короткую ноту перед основной продолжительной. Этот небольшой приём придаёт своеобразное "кельтское" звучание.

Ты пытался иммитировать звучание другого инструмента на гитаре?

Да. Я обожаю извлекать эти короткие звуки, которые обогащают звучание, ведь тогда игра становится похожа на человеческую речь.

На скольких инструментах ты сейчас умеешь играть?

В прошлом, когда мне доводилось работать в студии Abbey Road сразу после того как её освобождали участники группы Beatles, я испробовал игру на всех инструментах, которые сумел там найти. Таким образом я и научился игре на различных инструментах. Я играю на 10-12 видах инструментов.

Tubular Bells является самым большим предметом твоей гордости?

Нет, на ряду с этим альбомом, я горжусь и многими другими своими работами, но Tubular Bells - самый успешный. Я приобрел славу, а альбом до сих пор популярен. В целом, я горжусь примерно половиной своих альбомов, и Tubular Bells в том числе.

Расскажи о записи Tubular Bells. Я слышал, что запись заняла 9 месяцев. Что происходило в течении этого времени?

Я сочинил музыку ещё за 2-3 года до записи. Сама запись действительно заняла 9 месяцев. Я мог работать 2 дня подряд, но затем студия была полностью занята на следующие два дня. В общем, я использовал каждую минуту, когда студия была свободна.

Как ты справлялся с неожиданным успехом первого альбома? По моей информации, было продано 16 миллионов копий. А ведь это был дебютник очень молодого музыканта. Как повлиял на тебя этот успех?

Мне было тяжело с ним справиться. Со мной ничего подобного не происходило до этого, поэтому я чувствовал себя очень неуверенно. Я не хотел публично представлять альбом, избегал интервью. Я отправился в отдаленный уголок Англии на границе с Уэльсом и полностью сосредоточился на музыке.

Но я знаю, что огромное количество журналистов жаждало взять у тебя интервью и даже твой лейбл пытался вытащить тебя на телевидение и радио. Всё бы пришло в движение лишь от одного твоего слова о согласии.

Это правда, но я этого не хотел.

Но почему? Ты боялся чего-то?

Да. Мне не нравилось повышенное внимания к собственной персоне. Я чувствовал себя музыкантом и не хотел давать интервью. Я хотел работать исключительно в студии.

Теперь ты лучше переносишь внимание к себе?

Да, гораздо лучше.

Как это произошло?

Это было давно и моя личность изменилась с тех пор. Я испробовал множество способов, в том числе психотерапию, чтобы избавиться от психологических проблем. Я много медитирую, практикую Tai Chi и теперь я намного более уравновешен, чем раньше.

Как музыкант и человек ты сильно изменился после выхода Tubular Bells?

Я получил свободу действий в творческом плане, а это то, чего я всегда хотел. У меня было достаточно денег чтобы оборудовать собственную студию, в которой я работал долгие годы. Постепенно я стал контактировать с людьми, появляться на публике, давать концерты. Но это был долгий путь. Я не любил шоу-бизнес, потому что меня считали знаменитостью, звездой, но я - музыкант, занятый своими проектами. Всё остальное меня не интересовало.

Ты упомянул концерты? Тебе нравятся живые выступления?

В большинстве случаев, да. Раньше я часто давал концерты, но теперь сделал паузу. Определенно, мне нравятся хорошие концерты, когда собирается хорошая группа музыкантов, а вокруг меня слаженная команда.

Мне очень интересен твой второй альбом? Полагаю, существовало огромное давление на тебя. Ведь все ожидали продожение успеха Tubular Bells. Каковы были твои ожидания? Чувствовал ли ты напряжение?

Конечно, напряжение присутствовало, но я делал альбом совершенно отличным от Tubular Bells. Я получил довольно много разгромной критики, чему был довольно удивлен. Но так как прошло некоторое время, я и сам изменился. Вместе со мной меняется и моя музыка. Я не хотел делать музыку, которую ожидала публика. Только моё сердце и интуиция направляли меня.

Критика задевает тебя за живое?

Теперь нет. Конечно, я люблю положительную критику, но у меня полно как положительной, так и отрицательной критики.

Как ты можешь объяснить тот факт, что кельтская музыка, которая является частью твоего творчества на протяжении всей карьеры, находит отклик не только в Великобритании, но и, к примеру, в США и континентальной Европе?

У меня нет объяснения. В последние несколько лет кельтская музыка переживает возрождение, что является большой удачей для меня, потому что я без труда сочиняю музыку в этом ключе. Не знаю почему. Возможно потому что я наполовину ирландец. Моя мать была ирландкой.

Венгерские слушатели, которые не имеют представления о кельтских традициях, истории и культуре, смогут ли они понять эту музыку?

Кельтская музыка очень легко слушается, она красивая и расслабляющая и идеальна в качестве фоновой музыки, ведь она совершенно не напрягает, но в ней много души. Это заставляет тебя чувствовать, что эта музыка полна смысла, силы и мощи.

Переслушивая Tubular Bells, ты не ловишь себя на мысли, что сейчас бы сыграл тот или иной отрывок по другому? Хотел бы ты изменить что-то в альбоме?

В некоторых местах инструменты недостаточно точно настроены, а кое-где даже ритм сбит. В этом смысле компьютеры сейчас предельно точны. Tubular Bells довольно "беззаботный" альбом. Поэтому человек расслабляется, когда слушает его. Зачем менять что-то? Я не хочу ничего менять.

То есть эта аранжировка безупречна?

Да.

Ты сочинил множество песен, но вокал исполняли Роджер Чэпмен, Мэгги Райлли и множество других людей. Ты хотел скрыться за их спинами?

Нет, конечно нет.

Почему ты выбрал именно этих вокалистов?

Мне здорово повезло, что я выбрал Мэгги Райлли в качестве вокалистки. Но песенный период быстро закончился. Затем я 5, 6 или даже 8 лет не писал песен. Я исходил из того, что написал достаточно песен и в дальнейшем мои тексты для песен начнут повторяться, поэтому я вновь вернулся к инструментальной музыке.

Я задал этот вопрос потому что в песнях никогда не фигурировало имя Мэгги Райлли, всегда обозначен Майк Олдфилд в качестве исполнителя.

Ну и что? Над каждой песней я работаю по 8 недель. Вокалист приходит в студию и делает свою часть работы за 3-4 часа. Поэтому эти песни и правда принадлежат мне.

Давай обратимся к недавнему прошлому. Tubular Bells II появился в 1992 году. Имеются ли параллели между альбомами 73-го и 92-го годов.

Их немного. Оригинальные колокола были моделью для создания второй части. Я полностью следовал структуре оригинала, но изменил каждую мелодию. В ходе работы я испытывал огромное воодушевление. Получился великолепный шедевр.

Значит ли это, что Tubular Bells II является совершенной версией эксперимента 20-летней давности?

Нет, потому что даже эта версия несовершенна. Это не больше чем музыка для развлечения. В ней нет глубокого смысла, даже если ты думаешь, что нашёл этот смысл, его там изначально не было. Это всего лишь прекрасный эксперимент, который я поставил для собственного удовольствия.

После альбома The Songs Of Distant Earth, увидевшего свет в 1994 году, в августе этого года на прилавках появился твой новый проект Voyager. Похоже это "ручная работа". Здесь нет перегруженных аранжировок. Это отражает твоё нынешнее внутреннее состояние?

Возможно это отражает тот факт, что я начал обучаться медитации. Каждый день я дважды заставляю себя на 20 минут ни о чём не думать. Благодаря этому, теперь я более уравновешен и это воздействует и на мою музыку. Вот почему она стала более сбалансированной.

Видимо это же повлияло и на выбор инструментов, ведь в нём немного электрических инструментов.

Электроника занимает своё место, но в основном задействована в фоне. Я задействовал свои технические возможности в создании музыкального ландшафта композиции, его фона, а затем добавлял звучание основного инструмента, гитары. Это мой настоящий голос. Таким образом я пою, выражаю себя - через гитару.

Мне кажется музыка из твоего нового альбома медитативная. Тебя вообще интересует как и когда люди слушают твою музыку? В машине или дома...?

Нет, я об этом не беспокоюсь. Я не делаю музыку для людей, я делаю её для себя. Я не делаю музыку для различных групп людей или для каких-то ситуаций. Я рад, когда люди слушают мою музыку и наслаждаются ей, но это личное дело каждого. От случая к случаю музыка становится популярной и многие люди начинают её слушать, но мне всё равно - как, где и когда.

То есть у тебя нет цели продать продукт?

Нет, абсолютно.

Ты делаешь её для себя. Тогда получается, что ты сам же и слушаешь свою музыку?

Да, иногда слушаю.

Сколько процентов сочиненной тобой музыки появляется в альбомах?

Около 80%.

80%?

Да, остальные 20% отвергаются, так как недостаточно качественны.

Ты никогда не возвращаешься к ним?

Никогда. Но иногда они появляются на B-сайдах синглов или в компиляциях. Большинстов из них появляется после некоторой паузы.

Насколько я знаю, ты начал новую жизнь, здесь, на Ибице? Что дал тебе этот остров, чего не смогла дать Англия?

Сегодня день не очень удачный, так как дождливо, но обычно здесь солнечно. Я обожаю жить на побережье моря. Я всегда мечтал быть мореплавателем, сесть на корабль и исследовать мир. Этот остров таит в себе некую магию. Люди населяли этот остров тысячи лет. Здесь какой-то центр силы, духа, если ты понимаешь о чем я. Здесь можно затеряться, а можно и потусить как в больших городах. В этом смысле здесь существует своеобразный баланс. Зто хорошее место для жизни, по крайней мере для меня.

Но что безвозвратно осталось в Англии?

Не так уж и много [смеется]. На Ибице нет пабов. Говоря на чистоту, в самом деле не так уж и много.

Ты сказал, это конец одного периода и начало другого, полного солнца. Новый период отразится в твоём творчестве?

Кто знает? Когда я иду в студию и запускаю аппаратуру, беру в руки гитару - я никогда не знаю каков будет на этот раз результат. Но конечно жизнь на Ибице повлияет на мою музыку и я надеюсь она станет лучше и позитивнее.



Данную страницу никто не комментировал. Вы можете стать первым.

Ваше имя:

Комментарий:
Введите символы: *
captcha
Обновить

Ипользование материалов разрешается только при указании активной ссылки: Mike Oldfield - сайт о Майке Олдфилде.. Если вы хотите помочь сайту интересной информацией, своим творчеством, посвященному Майку Олдфилду - пишите в гостевой или на форуме.
Яндекс.Метрика